Ветрова Ирина Юрьевна – соискатель кафедры социального управления,
социальный педагог по работе с молодыми инвалидами Центра
социального обслуживания инвалидов Заволжского р-на
Проблема социально-психологической адаптации
инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней
общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает
дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в
подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс
адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества
остаётся практически неизученным, а именно он решающим образом определяет
всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают
специалисты, работающие с инвалидами.
Настал момент представить инвалидность не как
проблему определённого круга “неполноценных людей”, а как проблему всего
общества в целом. Её сущность определена правовыми, экономическими,
производственными, коммуникативными, психологическими особенностями
взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью. Самые серьёзные
аспекты проблемы инвалидности связаны с возникновением многочисленных
социальных барьеров, не позволяющих инвалидам и лицам с хроническими
заболеваниями, а также многодетным семьям, пожилым людям, детям-сиротам,
детям с нарушениями социального поведения активно включиться в жизнь
общества. Данная ситуация-следствие неверной социальной политики, которая
ориентирована только на часть “здорового” населения и выражает интересы
этой категории граждан. Именно поэтому структура производства и быта,
культуры и досуга, социальных услуг остаётся неприспособленной к нуждам
больных людей.
Потребности инвалидов можно условно
подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных
граждан и-особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью.
Наиболее типичными из “особых” потребностей
инвалидов являются следующие:
в восстановлении (компенсации) нарушенных
способностей к различным видам деятельности;
в передвижении;
в общении;
в свободном доступе к объектам
социально-бытовой, культурной и др. сферы;
в возможности получать знания;
в трудоустройстве;
в комфортных бытовых условиях;
в социально-психологической адаптации;
в материальной поддержке.
Удовлетворение перечисленных потребностей –
непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении
инвалидов. В социально-психологическом плане инвалидность ставит перед
человеком множество проблем, поэтому необходимо особо выделить
социально-психологические аспекты лиц с ограниченными возможностями.
Инвалидность – это специфическая особенность
развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями
жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах.
Вследствии этого инвалиды становятся особой
социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока
возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов
много лиц с неполным средним и мало-со средним общим и высшим
образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной
деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют
единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания
заниматься общественной деятельностью. На наш взгляд, важнейшим условием
достижения целей социальной адаптации является внедрение в общественное
сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Социальная
адаптация не будет достигнута, пока общество не осознает правильность этой
идеи. Нужен переход от сигрегированных видов помощи инвалидам (в виде
специальных медико-учебных и производственных учреждений) к более
качественным методам, позволяющим людям находиться в “струе” общественной
жизни.
Взаимоотношение инвалидов и здоровых-мощнейший
фактор адаптационного процесса. Как показывает зарубежный и отечественный
опыт, инвалиды нередко даже имея все потенциальные возможности активно
участвовать в жизни общества, не могут их реализовать потому, что
остальные сограждане не хотят общаться с ними, предприниматели опасаются
принимать на работу инвалида зачастую просто в силу устоявшихся негативных
стереотипов. Поэтому организационные меры по социальной адаптации, не
подготовленные в психологическом плане, могут оказаться неэффективными.
Немногочисленные исследования, посвящённые этому вопросу, выявили
следующее: представители различных слоёв населения в принципе признают
(97%), что существуют слабые и малозащищённые группы, нуждающиеся в помощи
общества и только 3% опрошенных говорили, что при оказании социальной
помощи никому не должно отдаваться предпочтение. По вопросу приоритетности
помощи некоторым группам людей мнения распределились следующим образом:
более 50% граждан считают, что в ней наиболее нуждаются дети-инвалиды, за
ними пожилые люди, живущие в домах для престарелых (47,3% опрошенных),
дети-сироты (46,4%), взрослые инвалиды (26,3%), Чернобыльцы (20,9%),
матери-одиночки (18,2%), многодетные семьи (15,5%), беженцы, алкоголики,
бомжи, наркоманы (по 10%), ветераны ВОВ (6,4%).
Идею социальной адаптации инвалидов на словах
поддерживают большинство, однако углублённые изучения выявили сложность и
неоднозначность отношения здоровых к больным. Это отношение можно назвать
амбивалентным: с одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в
худшую сторону, с другой-как лишённые многих возможностей. Это порождает
как неприятие нездоровых сограждан остальными членами общества, так и
сочувствие по отношению к ним, но в целом отмечается неготовность многих
здоровых к тесному контакту с инвалидами и к ситуациям, позволяющим
инвалидам реализовать свои возможности наравне со всеми. Взаимоотношения
инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения
обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих
взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не
хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами,
знакомыми, администрацией, работодателями. Инвалиды далеко не всегда могут
уловить нюансы человеческих отношений, воспринимают других людей несколько
общо, оценивая их на основании лишь некоторых моральных качеств-доброты,
отзывчивости и т.п. Не вполне гармонично складываются и взаимоотношения
между инвалидами. Принадлежность к группе людей с ограниченными
возможностями вовсе не означает, что другие члены этой группы будут
настроены к нему соответствующим образом. Опыт работы общественных
организаций инвалидов показывает, что инвалиды предпочитают объединяться с
людьми, имеющими идентичные заболевания, и негативно относятся к другим.
Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с
ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни.
Практически половина инвалидов (по результатам специальных социологических
исследований) оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное (в
основном, это инвалиды 1 группы).
Около трети инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей
групп) характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую.
Причём понятие
“удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится к плохому
или стабильному материальному положению инвалида. Чем ниже доходы
инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование. Одним из
факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего
здоровья. По результатам исследований, среди лиц определяющих качество
своего существования как низкое, только 3,8 % оценили своё самочувствие
как хорошее.
Немаловажным элементом психологического
самочувствия и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями
является их самовосприятие. Опросы, проведённые в г.г. Москве, Вологде и
Ярославле показали, что только каждый десятый инвалид считает себя
счастливым. Треть инвалидов считала себя пассивными. Каждый шестой в
Москве, каждый третий в Вологде, каждый второй в Ярославле признавал себя
малообщительным. Четверть инвалидов в Москве и треть в Ярославле и Вологде
считают себя грустными. Данные психологических характеристик инвалидов
существенно разнятся в группах, имеющих разные доходы. Количество
“счастливых”, “добрых”, “активных”, “общительных” больше среди тех, чей
бюджет устойчив, а число “несчастных”, “злых”, “пассивных”,
“необщительных” было больше среди постоянно нуждающихся. Аналогичны
психологические самооценки в разных по тяжести группах инвалидов. Наиболее
благоприятна самооценка у инвалидов 1 группы. Среди них больше “добрых”,
“общительных”, “весёлых”. Хуже положение у инвалидов 2 группы. Обращает на
себя внимание то, что среди инвалидов 3 группы меньше “несчастных” и
“грустных”, но значительно больше “злых”, что характеризует неблагополучие
в социально-психологическом плане. Это подтверждается и рядом более
глубоких индивидуально-психологических экспериментов, выявляющих
психологическую дезадаптацию, чувство ущербности, большие трудности в
межличностных контактах у инвалидов 3 группы. Также отмечена разница в
самооценке у мужчин и женщин: “удачливыми” себя считают 7,4% мужчин и
14,3% женщин, “добрыми” соответственно 38,4% и 62,8%, “весёлыми” – 18,8% и
21,2%, что указывает на высокие адаптационные возможности женщин.
Замечено отличие в самооценке работающих и
безработных инвалидов: у последних она значительно ниже. Отчасти это
обусловлено материальным положением работающих, большей их социальной
адаптацией, по сравнению с неработающими. Последние выведены из этой сферы
социальных отношений, что и служит одной из причин крайне неблагоприятной
личностной самооценки. Наименее адаптированными являются одинокие
инвалиды. Несмотря на то, что их материальное положение не отличается
принципиально в худшую сторону, представляют собой в плане социальной
адаптации группу риска. Так, они чаще других негативно оценивают своё
финансовое положение (31,4% а в среднем у инвалидов 26,4%). Они считают
себя более “несчастными” (62,5%, а в среднем у инвалидов 44,1%),
“пассивными” (соответственно 57,2% и 28,5%), “грустными” (40,9% и 29%),
среди этих людей мало лиц, довольных жизнью. Черты
социально-психологической дезадаптации одиноких инвалидов имеют место
несмотря на то, что в мерах по социальной защите они имеют определённый
приоритет. Но, видимо, в первую очередь необходима
психолого-педагогическая помощь этим людям. Ухудшение
морально-психологического состояния лиц с ограниченными возможностями
объясняется также сложными экономическими и политическими условиями в
стране. Как и все люди, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и
неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта. Общая
обеспокоенность принимает формы, характерные для сегодняшних
политико-экономических и социально-психологических условий. Наряду с
материальным неблагополучием это приводит к тому, что малейшие затруднения
вызывают у инвалидов панику и сильный стресс.
Итак, можно констатировать, что в настоящее
время процесс социальной адаптации инвалидов затруднён, поскольку:
удовлетворённость жизнью у инвалидов низка
(причём, по результатам наблюдений московских и ярославских специалистов,
этот показатель имеет отрицательную динамику);
самооценка также имеет отрицательную динамику;
существенные проблемы встают перед инвалидами в
области взаимоотношений с окружающими;
эмоциональное состояние инвалидов
характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом.
Наиболее неблагополучна в
социально-психологическом смысле группа, где наблюдается сочетание разных
неблагоприятных показателей (низкой самооценки, настороженности к
окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с
плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды,
инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (в частности,
больные ДЦП).
У людей с церебральным параличём наряду с
нарушением двигательных функций наблюдаются отклонения в
эмоционально-волевой сфере, поведении, интеллекте. Эмоционально-волевые
нарушения выявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной
чувствительности, беспокойстве (или вялости), суетливости (или
пассивности), излишней расторможенности (или безинициативности). Больные
ДЦП-инвалиды с детства, а это означает, что они не имели возможности для
полноценного социального развития, поскольку их контакты с окружающим
миром крайне ограничены.
Обычно ребёнок с детским параличом не имеет
возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается.
Всё это происходит от того, что взрослые не обеспечивают должной
социально-психологической адаптации такому ребёнку. Вследствие этого на
всю жизнь он остаётся инфантильным, зависимым от других, пассивным,
комфортно чувствующим себя лишь с близкими людьми. Социальные последствия
данной ситуации проявляются в том, что эти инвалиды становятся особой,
отделяемой от общества социально-демографической группой. Исследования,
проведённые в 1997 г. Ярославским центром социально-психологической,
трудовой и творческой реабилитации инвалидов при поддержке центра
профориентации “Ресурс” обнаружили, что более всего испытывают чувство
неуверенности в своих силах и осознают ненужность обществу лица,
страдающие ДЦП. Уровень дохода у них ниже, чем у людей с другими
заболеваниями, ниже у них и возможности получения образования. Малое число
этих людей занято трудом, среди больных детским параличом значительно
меньше лиц, имеющих свою семью, у большинства отсутствует желание
заниматься какой-либо полезной деятельностью. Как показывает небогатый
пока отечественный опыт, инвалиды с ДЦП даже имея желание и возможность
участвовать в жизни общества, не могут их реализовать из-за негативного
отношения к ним окружающих, при этом наиболее отрицательно настроена
молодёжь (для этой категории молодых инвалидов, имеющих видимый дефект,
контакт со здоровыми сверстниками особенно затруднён). Нельзя не сказать о
том, как сами молодые инвалиды, страдающие детским параличём, относятся к
возможности личного активного участия в общественной жизни. На вопрос
анкеты “Как по-вашему, должны ли инвалиды жить, учиться и работать среди
здоровых или же они должны жить отдельно, в специальных учреждениях?”
ответили все опрошенные, что говорит о его актуальности. Среди противников
интеграции (43%) те молодые люди, которые часто встречались с
пренебрежением окружающих. Их мнение таково: “Здоровые люди всё равно
инвалидов не поймут”. В результате наших исследований также выяснилось,
что инвалиды проживающие в сельской местности Ярославской области
(с.Пречистое, Вятское, Некрасовский р-н и пр.) чаще оказываются
сторонниками интеграции, чем молодёжь, живущая в Ярославле и других
крупных городах области. Интересен тот факт, что инвалиды постарше (25-30
лет) положительно относятся к активно-личностному участию в окружающей
жизни. Среди молодёжи 14-24 лет таких лиц значительно меньше. Чем больше
степень поражения у больных ДЦП, тем менее они социально активны. Нами
также замечено, что молодые инвалиды, в чьих семьях невысокий материальный
уровень и плохие жилищно-бытовые условия, также оказались в числе
противников идеи интеграции. Вероятно это связано с тем, что люди, уже в
чём-то потерпевшие неудачу, не надеются, что жизнь в других условиях будет
лучше. Зачастую у молодёжи с ДЦП не всегда стабильные взаимоотношения с
близкими. Многие предпочитают общению со сверстниками сидение “в четырёх
стенах” под родительской опекой. Примерно 30% из числа опрошенных молодых
инвалидов с ДЦП г.Ярославля вообще отказываются от контактов с кем бы то
ни было (в основном, это девушки в возрасте 18-28 лет с тяжёлой формой
детского паралича). В процессе наших наблюдений замечено, что в семьях
этих молодых людей крайне остро встают психологические проблемы такого
плана: у большинства родителей возникают различные негативные чувства, они
начинают ощущать неловкость и стыд перед окружающими за ребёнка-инвалида и
поэтому сужают круг его социальных контактов. На причине возникновения
подобных ситуаций важно остановиться более подробно. Когда в семье
появляется ребёнок с ограниченными возможностями, она переживает как бы
два кризиса: само по себе рождение ребёнка является кризисом в жизненном
цикле семьи, поскольку ведёт к переосмыслению социальных ролей и функций,
иногда при этом возникают конфликтные моменты. Когда же ребёнок имеет
признаки инвалидности, то этот кризис протекает с удвоенной остротой. Это
чрезвычайно резко меняет социально-экономический статус семьи, нарушает
социальные связи. Крайне обостряются морально-психологические проблемы. У
подавляющего большинства родителей возникает чувство вины, которое
сопровождается ощущением собственной неполноценности. Жизнь семьи начинает
протекать в условиях психотравмирующей ситуации, когда родители не только
прячут от окружающих больного ребёнка, но и сами стараются отгородиться от
мира. Нередко эти семьи распадаются, а ребёнок, как правило, остаётся с
матерью. Семья, являющаяся одним из основных гарантов социальной адаптации
ребёнка, далеко не всегда сохраняет способность выполнять эту функцию.
Близкие нередко теряют уверенность в себе, неспособны правильно
организовать общение и воспитание ребёнка, не замечают его действительных
потребностей, не могут правильно оценить его возможностей. Поэтому вполне
обосновано, что многие молодые инвалиды с ДЦП жалуются на родительскую
гиперопеку, подавляющую любую самостоятельность. Это резко снижает
возможность адаптации таких инвалидов. В устранении конфликтных ситуаций в
семье нуждаются большинство из опрошенных нами молодых инвалидов –
“опорников” (56,7%). Однако существующая социально-экономическая ситуация
постепенно вынуждает некоторых молодых инвалидов к изменению собственной
жизни. В данный момент их количество ещё невелико, но можно ожидать
дальнейшего роста числа таких людей, а следовательно, существует
необходимость продумать заранее пути реализации их возможностей в
социальной интеграции, стремления к самостоятельному улучшению жизни.
Собственные наблюдения и анализ
социально-психологических особенностей молодых людей, больных ДЦП,
позволили выделить четыре основных типа адаптации этих инвалидов к
обществу:
Активно-позитивный тип характеризуется
стремлением к поиску самостоятельного выхода из негативных жизненных
ситуаций. У молодых инвалидов, относящихся к этому типу, благоприятный
внутренний настрой, достаточно высокая самооценка, оптимизм, заражающий
других, энергичность и самостоятельность суждений и поступков.
Пассивно-позитивный тип характеризуется
наличием у молодых инвалидов низкой самооценки. При пассивно-позитивном
типе адаптации существующее на данный момент положение, в котором
находится инвалид (например, постоянная опёка близких), его устраивает,
поэтому наблюдается отсутствие стремления к переменам.
Пассивно-негативный тип. У молодых людей
присутствует неудовлетворённость своим положением и вместе с тем
отсутствует желание самостоятельно улучшить его. Всё это сопровождается
заниженной самооценкой, психологическим дискомфортом, настороженным
отношением к окружающим, ожиданием глобальных катастрофических последствий
даже от незначительных бытовых неурядиц.
Активно-негативный тип. Присутствующие здесь
психологический дискомфорт и неудовлетворённость собственной жизнью не
отрицают желания изменить ситуацию к лучшему, но реальных практических
последствий это не имеет в силу влияния различных объективных и
субъективных факторов.
К сожалению среди молодых людей с последствиями
детского паралича крайне редко встречаются лица с активно-позитивной
жизненной позицией. Их единицы, но они являются наиболее
социально-активными (в том числе и в плане создания общественных
организаций инвалидов). Большинство молодых инвалидов с ДЦП либо не
испытывают стремления как-то менять свою жизнь, либо считают себя
неспособными на столь важный шаг. Как правило, они находятся во власти тех
или иных обстоятельств. Поэтому эти лица особо нуждаются в чётко
спланированной и научно-обоснованной системе социально-педагогических и
психологических мер, направленных на формирование у них самостоятельности
суждений и действий, навыков труда и культуры поведения, достойного
духовно-нравственного облика, умения жить в обществе. |